• Мёртвый слой Фламандской живописи

    

    Изучая технику некоторых старых мастеров, мы сталкиваемся с “Фламандским методом” масляной живописи. Это многослойный, технически сложный способ письма, противоположный технике “a la prima”. Многослойность предполагала особую глубину изображения, мерцание и сияние красок. Однако в описании этого метода, неизменно встречается такой загадочный этап, как “мертвый слой”. Несмотря на интригующее название, никакой мистики в нем нет.


    Термин “мертвые краски” (doodverf) впервые встречается в труде Карла ван Мандера “Книга о художниках”. Он мог назвать так краску буквально, из за мертвенности, которую она придает изображению; с другой стороны - метафорично, так как эта бледность “умирает” под последующим цветом. К таким краскам относили разбеленные желтые, черные, красные цвета в разных соотношениях. К примеру, холодно-серый получался при смешивании белой и чёрной, а черный и желтый, соединяясь, образовывали оливковый оттенок.

    Слой, написанный “мертвыми красками” и считается “мертвым слоем”.

    lessirovka_jpg.jpg


    ЭТАПЫ ЖИВОПИСИ "МЁРТВЫМ СЛОЕМ"

    Перенесемся в мастерскую нидерландского художника средних веков и узнаем, как он писал.
    • Сначала на загрунтованную поверхность переносился рисунок.
    • Следующим этапом была моделировка объема прозрачными полутенями, тонко переходящими в свет грунта.
    • Дальше наносилась имприматура - жидкий красочный слой. Он позволял сохранить рисунок, не давая частицам угля или карандаша попасть в верхние красочные слои, а также предохранял цвета от дальнейшей блёклости. Именно благодаря имприматуре до наших дней почти неизменными сохранились насыщенные краски на картинах Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и других мастеров Северного возрождения.
    • Четвёртым этапом был “мертвый слой”, при котором на объемный подмалевок наносили разбеленные краски. Художнику необходимо было сохранить форму объектов, не нарушая свето-теневого контраста, что привело бы к тусклости дальнейшей живописи.

    snt-varvara

    “Мертвые краски” наносились только на светлые части изображения, иногда, имитируя скользящие лучи, клали белила маленькими точечными мазками. Картина приобретала дополнительный объём и зловещую мертвенную бледность, которая, уже в следующем слое “оживала” благодаря многослойным цветным лессировкам. Необыкновенно глубокой и сияющей кажется такая сложная живопись, когда свет отражается от каждого слоя, как от мерцающего зеркала.

    Сегодня этот метод используют нечасто, однако, знать о секретах старых мастеров важно. Пользуясь их опытом, можно экспериментировать в своём творчестве и искать свой путь во всевозможных стилях и техниках.

    dead-color1


    Оригинал: статья "Мёртвый слой" Фламандской живописи" на сайте Мастер Красок


Возврат к списку


Комментарии

Никто пока не написал


(c) loftcenter.ru, 2017. Все права защищены. Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Копирование текста сайта запрещено