Арт Энциклопедия

  • Волшебная шкатулка: федоскинская и палехская миниатюры

    

    Волшебная шкатулка: федоскинская и палехская миниатюры

    Вид темных, словно из глубины времен дошедших до нас расписных шкатулок, расставленных на трюмо и комодах мам и бабушек, всегда внушал уважение и заставлял предвкушать тот момент, когда разрешат приподнять крышку со сказочными персонажами. Казалось, в такой шкатулке не просто спрятаны сокровища, но есть дверь в другую реальность – в нарисованный на ее крышке мир прозрачных ярких светящихся деревень и городов, мир героев и диковинных существ, теремов и зарослей небывалых растений.

    Отнюдь не только на детей производят такое впечатление знаменитые русские по папье-маше – федоскинская и палехская миниатюры.

    Интересно, что федоскинская миниатюра гораздо древнее более известной палехской. В подмосковном селе Федоскино она зародилась еще в XVIII веке, тогда как палехская роспись в качестве привычной миниатюры сложилась в поселке Палех только в советское время, однако сформировалась она как наследница древнего искусства иконописи, процветавшего в этом месте с допетровских времен.

    Лаковая миниатюрная федоскинская роспись украшает шкатулки, табакерки, пасхальные яйца и много другое. Делается она в классической живописной манере масляными красками в несколько слоев: замалевок, когда набрасывается эскиз; пропись (или перемалевка, как еще ее называют), позволяющая проработать детали; лессировка – особо важная часть – моделирование прозрачными красками; бликовка – создание бликов светлыми красками.

    Особая техника этой росписи – «роспись по сквозному», когда до создания всех слоев на рабочую поверхность кладется светящийся материал – поталь, перламутр, сусальное золото. После он просвечивает сквозь слои и создает эффект глубины и свечения. Любимые мотивы федоскинской росписи – сюжеты «тройка» и «чаепитие», сцены из русской жизни. Воплощали в ней и миниатюрные копии работ известных художников.

    Палехская миниатюра кажется более изящной и тонкой по сравнению с федоскинской. Расписываются предметы из папье-маше уже темперой, черный фон усиливает эффект от тонких золотых и разноцветных (красный, желтый и зеленый – основные цвета) штрихов, они становятся звонкими, а вся картина более резной. Темпера наносится несколькими слоями, используется твореное сусальное золото. Для закрепления применяется масляный лак, затем изделие полируется.

    Сразу можно заметить художественные особенности, отличающие палехскую миниатюру: миниатюрная тонкость письма; фигуры персонажей чуть удлиненные, изображаются часто в динамике, выраженной даже в пропорциях людей и животных; пейзаж и архитектура условно стилизованные, обрамленные растительными золотыми орнаментами, более буйными на стенкам шкатулок, чем на плоскости основной композиции, где они создают тонкую рамку.

    Помимо характерных сюжетов «тройки», охоты, быта, палехские мастера обратились к сюжетам русской литературы. Сказки и поэмы Пушкина расцветали среди экзотических растительных орнаментов на прекрасных шкатулках. Пушкинские сюжеты занимали важное место в творчестве многих знаменитых палехских мастеров.

    Переносили мастера в волшебную плоскость палехской росписи и произведения Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Горького. Сам Горький очень ценил палехское искусство, многое сделал для его мастеров и помог палехской миниатюре стать невероятно популярной. Так «чудо, созданное революцией», как окрестил палех Горький (а на самом деле наследие старинной школы иконописи) принесло частичку своего волшебства во многие дома по всей стране и за границей.

Возврат к списку


Комментарии

Никто пока не написал


(c) loftcenter.ru, 2017. Все права защищены. Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Копирование текста сайта запрещено