Арт Энциклопедия

  • Новая жизнь стекла: витраж Тиффани

    

    Новая жизнь стекла: витраж Тиффани

    Сегодня все уже так привыкли к образу изящных, легких, словно переплетающихся со светом витражей, что становится все сложнее и сложнее представить себе, какую революцию в конце XIX века произвел в деле создания витражей американский дизайнер Луис Комфорт Тиффани. А ведь именно его именем до сих пор называют и стиль (сам Тиффани был представителем модерна), и технику, когда речь заходит о витражах.  

    Сын основателя знаменитой ювелирной фирмы «Тиффани и Ко» Луис сначала занялся живописью, затем перешел в область дизайна стекла. Его не устраивала техника росписи стекол, он считал необходимым «высвободить» материал и предоставить его свободному взаимодействию со светом. Вскоре он стал самым знаменитым производителем стекла по всему миру, создав невероятное количество самых разных оттенков цветного стекла, которые ничуть не уступали создаваемым при помощи росписи. Одним из его изобретений стало особое многоцветное радужное стекло «фавриль».

    tiffany-531992_640.jpg

    Затем Тиффани радикально изменил весь внешний вид витражей, начав использовать вместо свинцовых окладов для стекол медную фольгу, которой оборачивался каждый отдельный цветной элемент, после чего эти части спаивались друг с другом. Благодаря такой технике значительно усложнились композиции витражей, ведь стало возможно создавать более тонкие и мелкие детали, соединенные неровными, прихотливыми линиями. Сами отдельные стекла можно было делать выпуклыми, что позволяло добиваться самых впечатляющих эффектов при взаимодействии со светом, а благодаря повышенной прочности конструкции, не уступавшей цельному стеклу, начали изготавливать витражные абажуры для разных светильников – люстр, бра, торшеров. Знаменитые мозаичные абажуры, созданные из мелких неровных деталей, которые оставались от производства крупных витражей, стали невероятно знамениты и их удивительные рисунки и формы до сих пор ценят и воспроизводят.

    Так силуэты, характерные для модерна, перешли и на витражи, ведь ручная техника сборки мельчайших элементов теперь позволяла творить целые картины из стекла, по виду ничуть не уступавшие лучшим произведениям искусства своего времени. Дополнительным способом подчеркнуть живописность изображения на витраже стала особенность швов нового типа: создаваемые вручную, они были разной толщины, и иногда как раз толщина швов намеренно регулировалась автором, чтобы выделить определенную линию и усилить художественный эффект. Выпуклые, светящие, переливающиеся всеми цветами радуги растения, животные и другие персонажи витражей стали оживать на глазах, не скованные больше в своем движении тяжеловесной техникой исполнения.

    Работы Тиффани хранятся в лучших музеях мира, самая большая коллекция – в «Метрополитен» (Нью-Йорк). Его витражи украшают и как частные дома, так и храмы. Одни из самых известных – «Священный град» и «Крещение Господне» находятся в пресвитерианской мемориальной церкви Брауна (Балтимор), а Йельский университет украшает его витраж «Образование».

    Сегодня витражи Тиффани являются самым популярным стилем. На витражи Тиффани выполняют крупные заказы серьезные предприятия, а целые компании отдельно специализируются только на создании продукции в этом стиле. А дома и в частных мастерских творятся все новые и новые авторские версии необычайно живых витражей, чаще всего подсвечников, украшений и абажуров, на создание которых вдохновили современных авторов работы и техника Тиффани. 

Возврат к списку


Комментарии

Никто пока не написал


(c) loftcenter.ru, 2017. Все права защищены. Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Копирование текста сайта запрещено